Упрощение порядка нотариального ведения наследственных дел

Упрощение порядка нотариального ведения наследственных дел

Упрощение порядка нотариального ведения наследственных дел

С июля 2019 г. упрощен порядок ведения наследственных дел нотариусом. Приказ № 144 Минэкономразвития от от 20.03.2019 изменил условия предоставления сведений из ЕГРН о недвижимости, которая является объектом наследования. Запрос в Федеральную кадастровую палату в настоящее время имеет право сделать нотариус. Изменения закона приводят к сокращению срока ведения наследственного дела.

До принятия приказа при открытии наследства документы о правах собственности на недвижимое имущество предоставлялись на основании запроса заинтересованных граждан:

  • правообладателя;
  • его законного представителя;
  • лица, имеющего доверенность.

Ранее нотариус не имел права запрашивать данную информацию самостоятельно. Документы, подтверждающие наличие прав, потенциальными наследниками предоставлялись непосредственно на приеме у нотариуса, по почте или передавались уполномоченными на это лицами.

Теперь представитель нотариата может обратиться в ФКП Росреестра лично или через интернет для получения выписки из ЕГРП.

Информационное обеспечение наследственного дела

Поступление от преемников умершего гражданина заявления о наличии прав на имущество становится основанием для начала делопроизводства. Потенциальные наследники по закону или завещанию предоставляют нотариусу следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • справку о смерти наследодателя, решение суда о признании лица умершим, извещение о гибели;
  • документ, подтверждающий правильность выбора места открытия дела, - справку из ОВД, ЖЭКа, выписку из домовой книги или из ЕГРП с адресом, по которому находится самый крупный объект наследуемого имущества;
  • доказательства родственных связей с покойным - свидетельство о браке, справка из органов по социальной защите населения и опеке, запись в паспорте;
  • документы, подтверждающие отношение к льготной категории граждан.

Наличие льгот позволяет уменьшить размер государственной пошлины, которая оплачивается при вступлении в наследство и оформлении переданного в собственность имущества.

До июля 2019 г. в список документов, которые предоставлялись правопреемниками и приобщались нотариусом к наследственному делу, входили свидетельства о собственности в виде выписок из базы данных ЕГРП или в другой форме. Сейчас сбором документов, подтверждающих права владения, занимается нотариус без посредничества наследников.

Преимущества упрощения ведения наследственных дел

После внесения последних изменений в закон, нотариус самостоятельно оформляет, заверяет обычной или электронной квалифицированной подписью запрос и отправляет в Росреестр. Наследники в процедуре получения сведений об имущественных правах из ЕГРП не участвуют. Приказ Минэкономразвития внес изменения в Правила нотариального делопроизводства. Решение упростило участие граждан в документальном сопровождении, избавив их от расходов на получение выписок из Госреестра.

До принятия приказа об упрощении ведения наследственного дела нотариусы, согласно Основам о нотариате в РФ, Законов № 259-ФЗ, № 221-ФЗ и других законодательных актов, имели право самостоятельно запрашивать информацию из ЕГРП и ГКН. Истребование сведений касалось проведения сделок с недвижимым имуществом, подтверждения прав собственности у наследодателя и других случаев.

В настоящее время отправка запросов относительно наследуемого имущества стала обязанностью нотариуса. Ответы в виде выписок при обращении онлайн представляются Росреестром незамедлительно или не позднее следующего дня после поступления обращения. Взаимообмен документами между нотариальной конторой и государственным органом происходит на безвозмездной основе.
Возможно вам будут интересны также следующие темы