Мы перезвоним через 5 минут!
Просто оставьте свои контакты!
Ваши данные не передаются третьим лицам.

Морской протест

Совершение морских протестов через нотариуса

Для защиты прав судовладельца нотариус удостоверяет морские протесты капитанов кораблей. Основанием для заявления может являться случившееся во время плавания или стоянки происшествие. Процедура позволяет предотвратить появление имущественных требований к собственнику судна и установить невиновность экипажа. Протесты в отечественных портах передаются нотариусам, в зарубежных - работникам консульств (ст. 35, 36 Закона о нотариате).

Подача обращения

Рассматриваются письменные заявления, поступившие от капитанов гражданских и военных кораблей. В том случае, если в иностранном порту нет консульства РФ, протест подается местному нотариусу или в суд. Основаниями для написания заявления могут являться следующие обстоятельства:

  • столкновение плавательных средств или гибель;
  • порча принятого на борт груза;
  • поведение механизмов судна;
  • сжатие льдами;
  • повреждение сооружений, стоящих на территории порта;
  • попадание в ураган;
  • задержание чартерных судов фрахтователем и пр.

Совершение морского протеста производится капитаном в отведенный для этого законом срок - 24 часа с момента случившегося происшествия в порту и за это же время после прибытия судна. Если имеются подозрения о причинении транспортируемому грузу ущерба, заявление подается до открытия люков. Вместе с обращением на протяжении 7 дней после его подачи предоставляется для подтверждения изложенных сведений судовой журнал. Письменным свидетельством может являться заверенная капитаном выписка.

Составление акта

Деятельность юриста регулируется нормами Закона о нотариате и положениями КТМ. Специалист устанавливает дату прибытия в порт, время происшествия, изучает все обстоятельства. Проверка наличия пломб на люках в его компетенцию не входит, как и назначение экспертизы или осмотр вещественных доказательств. Команда корабля об ответственности за дачу ложных показаний не предупреждается.

Акт о морском протесте оформляется после изучения документальных свидетельств. Нотариальным работником проверяются документы, подтверждающие приписку и регистрацию корабля. В выписке, сделанной на основе записей судового журнала, должна присутствовать информация следующего содержания:

  • обстоятельства случившегося;
  • состояние люков на момент написания заявления;
  • принятые экипажем и капитаном меры для сохранности груза и уменьшения возможных убытков;
  • объяснения необходимости постановки корабля под выгрузку.

Нотариус проводит опрос командного состава: капитана и помощников, бортмехаников, радиоспециалистов, врачей. Юрист выясняет причины несоответствия заявлений членов экипажа с записями журнала. Отсутствие показаний свидетелей в ряде случаев может привести к утрате доказательной силы акта. Командный состав других плавсредств не вправе выступать свидетелями происшествия.

Структура морского протеста

После всестороннего изучения обстоятельств дела нотариальным работником составляется акт. Законом его структура строго не регламентирована. В протесте в рамках имеющейся практики содержится следующая информация:

  • дата составления;
  • данные нотариуса - ФИО, наименование конторы или округа;
  • название и приписка корабля, место регистрации и принадлежность;
  • инициалы и гражданство капитана, его место жительства;
  • дата написания и поступления заявления;
  • время прибытия плавательного средства в порт и передачи журнала на рассмотрение;
  • описание случившегося происшествия;
  • доказательства, полученные юристом в ходе предпринятых им действий;
  • меры, предпринятые для сохранности груза;
  • инициалы, должность, гражданство опрошенных свидетелей, текст их показаний;
  • регистрационный номер документа;
  • размер госпошлины.

Акт подписывается и удостоверяется гербовой печатью. Сведения подвергаются проверке в суде или в ходе рассмотрения дела морской арбитражной комиссией. Один экземпляр документа вместе с выпиской из судового журнала остается в архиве нотариальной конторы, второй передается капитану корабля. Судовладелец вправе не предоставлять иных доказательств, кроме акта, пока содержание протеста не подвергнется опровержению противной стороной разбирательства.



Возможно вам будут интересны также следующие темы